Дорогие читатели, начнем подводить итоги прошедшего года. Анализ индустрии отложим до начала февраля, а пока приведем список лучших игр года по версии… ну, если говорить честно, по моей версии. Будь на моем месте Грегори Хаус, он бы пояснил, что это его доска и у него в руках маркер. Конечно, я не видел всех игр года, что еще усиливает субъективизм подобной статьи, но я постараюсь обозначить, чем же выделенные мною проекты были столь хороши. В списке не найдется места проектам для Wii, поскольку этой консолью я пока не обладаю, немного (0) здесь и игр эксклюзивных для PS3, поскольку LittleBigPlanet мне так и не досталась, а все положительные качества Metal Gear Solid 4 не смогли "зацепить". Обделен и PC. До замечательных Left 4 Dead и Dead Space удалось добраться слишком поздно. Spore не распробована, а серьезные стратегии вроде Europe Universalis в последнее время не цепляют. Независимые проекты, несмотря на то, что им было уделено много личного времени, останутся за бортом. Примерно в том же районе корабля будут влачить свое жалкое существование еще некоторые игры. Дорогими ролевыми играми год был небогат (Mass Effect была пройдена годом ранее), а об участи независимых я упоминал. Вне десятки с призом зрительских симпатий останется и великолепная Mount & Blade, но в силу долгого знакомства с этой игрой и модой на нее сложно воспринимать лучшую action-RPG десятилетия как проект этого года. Возможно, узнай я о ней недавно, была бы на первом месте. Но не судьба. Итак, вот эти счастливчики.
10. Star Wars: Force Unleashed
Платформа - PS3, X360 (есть версии для PS2, PSP, Wii, DS, iPod Touch, iPhone, N-Gage и других мобильных телефонов).
Разработчик – LucasArts.
Издатель – LucasArts.
Жанр – action.
Вы, наверное, спросите, что делает один из главных провалов года в топ 10, и будете не совсем правы. Игра - явный кандидат на звание "Завышенные ожидания года". Впрочем, разработчики сами виноваты. Они так расписывали техническую сторону игры, движки, которые отвечают за поведение врагов и состав игровых объектов. Демонстрации хватающихся друг за друга штурмовиков и ломающихся от брошенных R2-D2 кусков фанеры умиляли. А потом оказалось, что физика в большинстве своем нечестна, и фантастические разрушения строго вымерены и локализованы. Но даже не это вызвало негативную реакцию прессы и игроков. Геймплей оказался слишком однообразным, а сильные юниты, мини-боссы, главные добряки и негодяи откровенно скучны. Теперь ответ на вопрос, почему эта игра в десятке. Все дело в том, что наборы комнат, связанных коридорами, выглядят подчас эффектно, игра в боулинг со штурмовиками не перестает забавлять, а физический движок даже в обрезанном состоянии так хорошо сочетается с силами, что ощущение "джедайности" происходящего не покидает тебя до конца игры. Отдельное спасибо хочется сказать от лица поклонников Star Wars. Особенно тех, кто не удовлетворен Джа-Джа-Бинксами, сверхкороткими переходами на другую сторону Силы, и некоторыми другими особенностями последней (она же первая) трилогии Star Wars. Сюжет Force Unleashed вобрал в себя лучшие элементы знаменитой саги. Эпичность соседствует с неожиданными поворотами, а главный герой действительно становится ближе. Данная игра, возможно, заслужила экранизацию больше, чем некоторые из фильмов сексталогии.
Приз: за потенциальную экранизацию.
9. Battlefield: Bad Company
Платформа - PlayStation 3, Xbox 360.
Разработчик – DICE.
Издатель – EA.
Жанр – шутер.
Несетевой Battlefield. Казалось бы, нонсенс. Но игра оставляет отличное "послевкусие". В своей рецензии я поставил ей 7 баллов из 10, но по прошествии полугода она кажется еще интереснее. Наверное потому, что в этом году немногие игры добавляли новые элементы в геймплей. Конечно, до уровня Portal или еще одной игры из этой десятки ей не добраться, но превращение стен во временное и весьма опасное спасение – это находка. Пока не вышла Red Faction 3, эта игра остается во главе списка проектов, использующих разрушение не только для создания эффектной картинки. Большинство стен разрушаются, что превращает и без того веселый игровой процесс в постоянную беготню на выживание. Почти каждая секунда геймплея – "фан" (от английского fun), вы либо чувствуете себя загнанным зверем, либо всесильным разрушителем. Чередование плохого и хорошего – классический прием построения драматизма в литературном произведении. Bad Company с этим прекрасно справляется. И если в части геймплея игра вполне соответствует упомянутому правилу, то собственно сюжету похвастаться нечем. Впрочем, не стоит обвинять DICE в лени. Ожидать от игры о четырех дезертирах, погнавшихся за золотишком, эпического размаха и драмы идей было бы глупо. Плохая компания не претендует на реализм и многократное повторное прохождение. Но лучше получить крепкий одноразовый проект, который к тому же обладает многопользовательской частью, не боящейся воспользоваться разрушающимися стенами, чем смотреть на унылую поделку про многократное разрушение Венесуэлы (Mercenaries 2).
Приз: за ненависть к кэмперам.
8. Ninja Gaiden 2
Платформа - Xbox 360.
Разработчик – Team Ninja.
Издатель - Microsoft Game Studios.
Жанр – слешер.
Еще один проект, только для консолей. Последний в этом топе. К сожалению, жанр слешеров не столь хорошо прижился на PC, и со времен Severance Blade of Darkness все, что добирается до персональных компьютеров, приходит с консолей. Ninja Gaiden 2 не добралась, а жаль. Игра получилась "по-хорошему" кровавой, неожиданно сложной и в меру захватывающей. Графика во время заставок не впечатляет, но зато в процессе схватки именно такое решение кажется наилучшим. Пусть бои с рядовыми врагами несколько непоследовательны и хаотичны, но поединки такого накала и некого ощущения причастности к происходящему давно не попадали на экраны. Особенно радует, что после удачно проведенной атаки и вида разрубленного врага приходит понимание единства с персонажем, который стоит на пути демонов, желающих захватить мир. Удары ощущаются почти физически. Единственное, что, помимо хаоса, действительно мешает в процессе борьбы со злом, – это камера, она очень неудобна, а местами убийственно неудобна. Поединки с некоторыми боссами и рядовыми монстрами становятся наказанием именно из-за камеры, но ради разрубания демона на несколько частей можно и потерпеть. Можно простить авторам и просто ужасающую по дизайну и прохождению летающую стальную "рыбу", а также не самую удачную систему стрельбы из лука. Главное, что меч (коса, когти) ваши остры, враги рядом, и только вы можете спасти человечество.
Приз: за расчлененку.
7. Devil May Cry 4
Платформа - PlayStation 3, Xbox 360, PC.
Разработчик – Capcom.
Издатель – Capcom.
Жанр – слешер.
И еще один слешер. Он очень непохож на Ninja Gaiden 2, но столь же хорош. Более того, игра стоит выше в списке только благодаря техническому совершенству. DMC 4 выглядит на порядок лучше, нежели NG 2. Да и камера работает намного логичнее в большинстве эпизодов. Что еще говорит в пользу приключений Ниро? Боссы, они величественны, логичны, и против них сражаешься не только за счет реакции и простеньких прикидок о наилучшем расположении, но и благодаря продуманной тактике, что добавляет смысла происходящему на экране. Харизматичные герои также дадут фору скупым на слова и эмоции персонажам NG 2. Особенно старается Данте, который играет не столь важную роль, как раньше. Из-за недостаточных стараний сценаристов он проигрывает себе раннему, но все еще очень крут. Новый герой лиричен, глуповат и не так интересен, но все же хорош. Не забудьте: в игре фантастические заставки, которые после прохождения можно посмотреть единым "фильмом". А вот чего не хватает DMC 4, так это ощущения присутствия. Есть ощущение победы, но нет ощущения поединка. Красота победы оценивается не происходящим на экране и собственными ощущениями, а оценкой компьютера, который просто любит длинные комбо из разных ударов. По сравнению с NG 2, где вы испытываете радость от прошедшей комбинации и вида поверженного врага, DMC 4 сух. Игра наслаждается собой в поединке, а не поединком в себе. Именно это, а не слабость работы сценаристов или повторяемость интерьеров бьет сильнее всего по отличной игре.
Приз: за стиль.
6. Saints Row 2
Платформа - PlayStation 3, Xbox 360, PC.
Разработчик –Volition, Inc.
Издатель – THQ.
Жанр – sandbox action-adventure.
Пусть журналисты, видевшие версию для PC, опускают игру ниже консольных коллег, но этот симулятор борца за собственный город цепляет. Он разухабистый, разгильдяйский, и в нем есть правильные, с точки зрения главного героя, решения. Пусть Нико Белич делает свой нелегкий выбор, особенно если учесть, что как раз у него правильного выбора-то и нет. А наш герой точно знает, что его действия приведут к нужному финалу. Он самоуверен и дерзок, большинство переговоров сводятся к угрозам и извлечению оружия. Но он хорош. Эффектно расправляется со всеми врагами, его потери незначительны, его победы значимы. Он идеальный безбашенный отморозок. Восхваляйте его. Возможность настройки внешности отморозка позволяет теснее сжиться с ним. Хотя, конечно, об отождествлении говорить не стоит. Он нередко поступает нелогично. Главное - эффект. Игра наплевательски относится к заповедям Gears of War. Игру в прятки за ограждениями и осторожную стрельбу сейчас используют повсеместно, поэтому даже банальные перестрелки Saints Row 2 смотрятся свежо. Бежишь, быстро снимаешь кучу бандитов и полицейских, иногда забегаешь за колонну продышаться. Также игра не на стороне реалистичности. Машинки подчиняются физическим законам весьма условно. В некоторых миссиях и ряде побочных заданий запас оружия у вас бесконечен, а в битве за страховку вы и вовсе бессмертны. Короче, все, чтобы игра была веселой. Но при этом не стоит говорить о простоте, иногда приходится обдумывать свои кавалеристские наскоки, иначе вас будут нашпиговывать свинцом. Иногда стоит даже поискать обходные пути, но редко...
Приз: за отмороженность.